Налоговые проверки

14 сентября, 2018

После перехода нашей страны от плановой экономике к рыночной, и принятием нового налогового законодательства, государство возложило обязанности по исчислению и уплате налогов на налогоплательщиков. Принятое в настоящее время н законодательство о налогах и сборах Российской Федерации очень сурово по отношению к налогоплательщикам. Федеральные, региональные и местные законодательные органы устанавливают максимальные ставки, предусмотренные налоговым кодексом РФ по всем видам налогов, и уплатить все установленные налоги и сборы в полном объеме, зачастую не представляется возможным. В связи с этим налогоплательщики (как физические, так и юридические лица ), практически всегда занижают налогооблагаемую базу, по всем видам налогов. В большинстве случаев это делается путем внесения в налоговые декларации и первичные бухгалтерские документы ложных сведений. Однако правоохранительные и налоговые органы практически всегда выявляют вышеуказанные нарушения и привлекают нарушителей к ответственности. Законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида ответственности за данные действия, это налоговая и уголовная. Остановимся на каждой из них подробнее.

Налоговая ответственность

Существует два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. В ходе проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика запрашиваются первичные бухгалтерские документы, договоры, выписки по банковским счетам, кассовые документы. Далее инспектором проводящим проверку, проводиться анализ и сравнение полученных документов с представленной в налоговый орган отчетностью (налоговыми декларациями). На следующем этапе проверки составляется акт проведения налоговой проверки, в котором излагаются выявленные налоговые правонарушения, с указаниями сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов. Затем выноситься решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Выездная налоговая проверка, отличается от камеральной лишь тем, что налоговый инспектор вправе проводить проверку на месте, т. е. в офисе организации либо предпринимателя, где хранится бухгалтерская документация и налоговая отчетность. Налоговый кодекс Российской Федерации с точки зрения регламентирования проведения налоговых проверок весьма лоялен по отношению к налогоплательщику, даже можно сказать стоит на его стороне. Однако, как показывает практика инспекторы, проводящие проверки практически всегда нарушают регламент проверок, необоснованно доначисляют значительные суммы налогов, не принимают к зачету затраты (в случае с упрощенной системой налогообложения и НДС). Это связано с тем, что работа налоговой инспекции построена по принципу «планирования», т.е. в каждом отделе выездных и камеральных налоговых проверок существует план, по доначислению определенных сумм и штрафов. Отменить решение о привлечении к налоговой ответственности, либо отменить его в части необоснованно завышенных сумм, можно только в судебном порядке. Зачастую налогоплательщики соглашаются с необоснованными доначислениями и уплачивают их в бюджет, однако практически во всех случаях при обращении в Арбитражный суд, указанные решения отменяются, если не полностью, то в значительной части доначисленных налогов.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьями 198 УК РФ для физических лиц, 199 УК РФ для должностных лиц организаций. Возбуждение уголовных дел по указанным статьям с недавнего времени, возможно лишь после проведения проверки и вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Общая часть Уголовного кодекса РФ говорит о следующем: Только наличие в действиях всех признаков, какого либо состава преступления является основанием для признания их преступным и привлечения совершившего их лица к уголовной ответственности; отсутствие одного из них означает, что отсутствует и состав преступления, а действия при этом признаются непреступными. Выделяется четыре элемента: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Остановимся на объективной стороне, которая образуется после вынесения налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности и выставления требования о погашении долга перед бюджетом.

Так крупным размером в ч.1 ст.199 УК РФ признается неуплата налогов в сумме более 2.000.000(двух миллионов) рублей в пределах 3 финансовых лет подряд, если эта сумма превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. В ч.1 ст.198 УК РФ крупным размером признается неуплата налогов в сумме 600.000 (шести ста тысяч) рублей в пределах 3 финансовых лет подряд, если эта сумма превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Мы можем вам помочь в решении следующих вопросов:

  • консультации в ходе проведения проверки;
  • обжалование по результатам камеральной налоговой проверки;
  • оценка перспективы обжалования решения налоговой проверки после рассмотрения возражений;
  • подготовка возражений по акту налоговой проверки, которым завершается проверка, и представительство в налоговом органе на рассмотрении этих возражений;
  • обжалование решения налоговой проверки в судах всех инстанций;
  • подготовка апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Также мы можем дать консультации по следующим вопросам:

  • возможности привлечения к уголовной ответственности должностных лиц проверяемой организации;
  • анализ вероятности снятия налоговых претензий.
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы принимаете Политику конфиденциальности, и даете согласие на обработку персональных данных.