После перехода нашей страны от плановой экономике к рыночной, и принятием нового налогового законодательства, государство возложило обязанности по исчислению и уплате налогов на налогоплательщиков. Принятое в настоящее время н законодательство о налогах и сборах Российской Федерации очень сурово по отношению к налогоплательщикам. Федеральные, региональные и местные законодательные органы устанавливают максимальные ставки, предусмотренные налоговым кодексом РФ по всем видам налогов, и уплатить все установленные налоги и сборы в полном объеме, зачастую не представляется возможным. В связи с этим налогоплательщики (как физические, так и юридические лица ), практически всегда занижают налогооблагаемую базу, по всем видам налогов. В большинстве случаев это делается путем внесения в налоговые декларации и первичные бухгалтерские документы ложных сведений. Однако правоохранительные и налоговые органы практически всегда выявляют вышеуказанные нарушения и привлекают нарушителей к ответственности. Законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида ответственности за данные действия, это налоговая и уголовная. Остановимся на каждой из них подробнее.
Существует два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. В ходе проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика запрашиваются первичные бухгалтерские документы, договоры, выписки по банковским счетам, кассовые документы. Далее инспектором проводящим проверку, проводиться анализ и сравнение полученных документов с представленной в налоговый орган отчетностью (налоговыми декларациями). На следующем этапе проверки составляется акт проведения налоговой проверки, в котором излагаются выявленные налоговые правонарушения, с указаниями сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов. Затем выноситься решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Выездная налоговая проверка, отличается от камеральной лишь тем, что налоговый инспектор вправе проводить проверку на месте, т. е. в офисе организации либо предпринимателя, где хранится бухгалтерская документация и налоговая отчетность. Налоговый кодекс Российской Федерации с точки зрения регламентирования проведения налоговых проверок весьма лоялен по отношению к налогоплательщику, даже можно сказать стоит на его стороне. Однако, как показывает практика инспекторы, проводящие проверки практически всегда нарушают регламент проверок, необоснованно доначисляют значительные суммы налогов, не принимают к зачету затраты (в случае с упрощенной системой налогообложения и НДС). Это связано с тем, что работа налоговой инспекции построена по принципу «планирования», т.е. в каждом отделе выездных и камеральных налоговых проверок существует план, по доначислению определенных сумм и штрафов. Отменить решение о привлечении к налоговой ответственности, либо отменить его в части необоснованно завышенных сумм, можно только в судебном порядке. Зачастую налогоплательщики соглашаются с необоснованными доначислениями и уплачивают их в бюджет, однако практически во всех случаях при обращении в Арбитражный суд, указанные решения отменяются, если не полностью, то в значительной части доначисленных налогов.
Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьями 198 УК РФ для физических лиц, 199 УК РФ для должностных лиц организаций. Возбуждение уголовных дел по указанным статьям с недавнего времени, возможно лишь после проведения проверки и вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Общая часть Уголовного кодекса РФ говорит о следующем: Только наличие в действиях всех признаков, какого либо состава преступления является основанием для признания их преступным и привлечения совершившего их лица к уголовной ответственности; отсутствие одного из них означает, что отсутствует и состав преступления, а действия при этом признаются непреступными. Выделяется четыре элемента: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Остановимся на объективной стороне, которая образуется после вынесения налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности и выставления требования о погашении долга перед бюджетом.
Так крупным размером в ч.1 ст.199 УК РФ признается неуплата налогов в сумме более 2.000.000(двух миллионов) рублей в пределах 3 финансовых лет подряд, если эта сумма превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. В ч.1 ст.198 УК РФ крупным размером признается неуплата налогов в сумме 600.000 (шести ста тысяч) рублей в пределах 3 финансовых лет подряд, если эта сумма превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Мы можем вам помочь в решении следующих вопросов:
Также мы можем дать консультации по следующим вопросам: